Меню сайта

Наши новости

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №3 г.о.Отрадный Самарская область


Четверг, 01.10.2020, 03:33

 

Дидактические игры в детском саду (старшие группы)

    Особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра.

Дидактическая игра приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем наряду с использованием дидактической игры в сенсорном воспитании (формирование представлений о цвете, форме, величине и др.), составляющем одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей, необходимо более широкое ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающей их жизнью, воспитание бережного и уважительного отношения к тому, что создается созидательным трудом народа и составляет материальное и духовное богатство общества. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Общее и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх.

     Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

     Особенность сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед…Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребёнка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана.

     Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что и как играть разрушают самое ценное в ней – самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в её ход.

     Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости прямого руководства ещё более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребёнка и ослабить роль ребёнка вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.

     Дидактические игры направлены: на усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Знания и умения не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь от части отвечает требованиям полной системы знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребёнок придет в школу.

     Структурные элементы игры. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?»; «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?»

     Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

     Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но…не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

     Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Педагог должен использовать слова, отражающие ступени овладения игровыми действиями и правилами: еще не очень, почти хорошо, хорошо, совсем хорошо. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.

     Виды дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Чаще всего применяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

     Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

     Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

     Игры-предположения «Что было бы..? или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» Иногда началом такой игры может послужить картинка.

     Игры – загадки уходят в далёкое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Главной особенностью загадок является логическая задача. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

     Игры беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.

     В игре – беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

     Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Одним из условий проведения игры –беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры – вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».

Общие вопросы руководства дидактическими играми

     Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

     Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта и включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) создание (проектирование) самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

     При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.

     Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

     Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легок и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребёнка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно-системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями.

     Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А  ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками.

     Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно.

     Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интегрирующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре; поощряющая или предупреждающая реплика.

     В практике руководства дидактическими играми основные трудности заключаются в том, что воспитатель иногда усиливает обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения, характерную для занятий. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть интересной, умной, а не бездумный развлечением. Развлекающий характер игре придаётся тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами вносится внешнее оформление игры: постройки, костюмы, маски, зрелищные элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.

      В руководстве игрой и в развитии её важное значение имеет темп. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развёртывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающего темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

     Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращений своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик для детей являются условием развития игры.

     Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат. Для воспитателя результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

     Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

     Закончив игру, воспитатель должен поддерживать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или «Новая игра будет ещё интереснее».

   

Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Интересно мы живем

Погода

Copyright MyCorp © 2020