Дидактические игры в детском саду
(старшие группы)
Особое место в жизни ребёнка занимает игра.
В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои
любимых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем
– кем захочет.
Одним из видов игровой
деятельности является дидактическая игра.
Дидактическая игра
приобретает все большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё
используется недостаточно. Между тем наряду с использованием дидактической игры
в сенсорном воспитании (формирование представлений о цвете, форме, величине и
др.), составляющем одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития
и формирования познавательных способностей, необходимо более широкое
ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающей их жизнью,
воспитание бережного и уважительного отношения к тому, что создается
созидательным трудом народа и составляет материальное и духовное богатство
общества. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются
физические силы ребёнка, тверже становится рука, гибче тело, вернее глаз,
развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются
у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать
обстоятельства. Игра является средством воспитания, когда она включается в
целостный педагогический процесс.
Общее
и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх.
Основу дидактической игры составляет
органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение,
углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание
познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Особенность сюжетно-ролевой игры прежде
всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами,
по своей инициативе создают игру и живут в ней. Самые любимые, самые нужные
детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в
Москву, состряпать обед…Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев,
пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребёнка дополнит
действительность. Тут важен самый процесс построения плана.
Творческий характер игровой деятельности
детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в
того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры. Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими
или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но
сюжетно ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что
и как играть разрушают самое ценное в ней – самодеятельный творческий характер
игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе
опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание
к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему
труду и окружающим. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры,
не допуская прямого вмешательства в её ход.
Более открыто руководство игрой
проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить
содержание игрового действия и роли, утвердить правила. При недопустимости
прямого руководства ещё более недопустимо равнодушное, безразличное отношение
воспитателя к игре детей. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют,
проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность
оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого,
робкого ребёнка и ослабить роль ребёнка вожака, подчиняющего детей своей воле,
своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и
необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную
роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.
Дидактические игры направлены: на усвоение знаний, формирование способов
умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Знания и
умения не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и
разнообразных форм деятельности педагога и детей. Неотъемлемой частью обучения
являются упражнения. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения. Одна из
них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игра лишь от части отвечает требованиям полной системы знаний:
иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового,
неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь
детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием –
особенность дидактической игры. Дидактические игры способствуют развитию всех
сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем,
дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает
их значение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не
требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше,
чем ребёнок придет в школу.
Структурные элементы игры. Один из
основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача и познавательная
направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры:
«Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?»; «Кто быстрее
назовет предметы из бумаги, дерева, металла?»
Игровые действия составляют основу
дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не
всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть,
сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах
целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее
усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Педагог как бы привлекает детей к
сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом
развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но…не допускает
«докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.
Одним из составных элементов дидактической
игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и
обогащении. Педагог должен использовать слова, отражающие ступени овладения
игровыми действиями и правилами: еще не очень, почти хорошо, хорошо, совсем
хорошо. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.
Виды дидактических игр. Дидактические
игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей,
игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли
воспитателя. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания:
игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с
материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры.
Чаще всего применяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры-поручения,
игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют
сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Цель игры-путешествия – усилить впечатление,
придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить
внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач,
облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры – поручения имеют те же структурные
элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по
продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками,
словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на
предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки)
красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы
круглой формы».
Игры-предположения «Что было
бы..? или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в
друзья?» Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Игры –
загадки уходят в далёкое прошлое. Загадки
создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды,
ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний,
находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и
популярность загадок как умного развлечения. Главной особенностью загадок
является логическая задача. Необходимость сравнивать, припоминать, думать,
догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает
способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы,
умозаключения.
Игры беседы
(диалоги). В основе игры-беседы лежит
общение воспитателя с детьми. Отличительными его чертами является
непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в
«правду игры», радость игры.
В игре – беседе воспитатель часто идет не
от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое
общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Ценность игры-беседы заключается в том,
что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных
процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа
воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы
детей, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять
сказанное, высказывать суждения. Одним из условий проведения игры –беседы
является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры – вторая
половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже
нет шумных игр, разнообразных эмоций. Началом игры-беседы является призыв,
своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да
поговорим ладком».
Общие
вопросы руководства дидактическими играми
Обучающее содержание в дидактических играх
определено «Программой воспитания в детском саду». Вместе с тем оно обусловлено
и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее
начало и игровая деятельность детей.
Руководство дидактической игрой требует
большого педагогического мастерства, такта и включает:
а) отбор и продумывание
воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач,
определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление
взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;
б) создание (проектирование)
самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и
результата игры;
в) руководство ходом игры и
обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым,
поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между
собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.
При проведении дидактических игр воспитатель
основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип
системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне
системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.
Системность предполагает последовательно
развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим
задачам, игровым действиям и правилам.
Обучение детей и усвоение ими программных
требований требует повторности. То, что взрослому и даже детям школьного
возраста легок и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти
затруднения обусловлены тем, что для ребёнка-дошкольника все ново: у него нет опыта,
нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Конкретные знания
медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь
постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно-системных.
Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и
обеспечиваются повторениями.
Необходимость повторности игр определяется
и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее
содержание игры, игровые действия и правила. А
ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они
переходят в фонд самостоятельных игр. Дидактическая игра представляет сочетание
наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми
пособиями, предметами, картинками.
Для развития интереса к дидактическим
играм у старших детей воспитатель включает более сложные
интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а
предлагает детям определить их самостоятельно.
Игра должна сохранять эмоциональный
настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и
чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще
всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интегрирующий и направляющий
игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые
действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не
обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в
игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру;
элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре; поощряющая или
предупреждающая реплика.
В практике руководства дидактическими
играми основные трудности заключаются в том, что воспитатель иногда усиливает
обучающее воздействие, незаметно для себя переходя на форму обучения,
характерную для занятий. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры,
придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том,
что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра должна быть
интересной, умной, а не бездумный развлечением. Развлекающий характер игре
придаётся тогда, когда вне соответствия с дидактической и игровой задачами
вносится внешнее оформление игры: постройки, костюмы, маски, зрелищные
элементы; когда педагог говорит загадочно-приглушенным голосом.
В руководстве игрой и в развитии её
важное значение имеет темп. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В
самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых
действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры естественно более
замедленный. В последующий период, когда игра развёртывается в сменяющих одно
другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп
убыстряется. К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь
замедляется. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что
воспитатель не улавливает развивающего темпа игры, допускает замедление его или
убыстрение.
Держать игру в пределах предлагаемого
времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет
сокращений своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов,
реплик для детей являются условием развития игры.
Особенностью дидактической игры и её
завершающим концом является результат. Для воспитателя результат является
показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.
Все структурные элементы дидактической
игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.
Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил
дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает
цели обучения и воспитания.
Закончив игру, воспитатель должен
поддерживать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания.
Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть ещё интереснее» или
«Новая игра будет ещё интереснее».
|