Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств- музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
В связи с этим, в ДОУ была разработана программа художественно-эстетической направленности «Арт-фантазия».
Направленность программы: с точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об уникальности, игровой природе и социальной направленности. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ними.
Новизна и актуальность: в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста. Использовать в работе с детьми системы, для развития культуры и технике речи; упражнения на развитие сценического внимания, упражнений на ощущение напряжения и освобождения мышц; этюдов на выразительность действий и эмоций.
Цель программы: Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи первого года обучения:
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, сочинять этюды, импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
- Раскрывать индивидуальные способности ребенка в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира.
- Развивать пластическую выразительность, чувство ритма, координацию движений, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение.
- Обогащать духовный мир ребенка: способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию
- Воспитывать доброжелательность и чувство ответственности перед коллективом.
Второй год обучения
- Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
- Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Воспитывать доброжелательность и контрастность в отношении сверстников.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
- Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
- Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния(грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе идр)
- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
- Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
«Арт- фантазия» - это программа, которая не предлагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотрудничество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Возраст детей, участвующих в данной образовательной программы. Программа составлена для детей старшего дошкольного
возраста (5-7 лет).
Сроки реализации дополнительной программы предполагает 2 года обучения.
Старшая группа (5-6 лет) - первый год обучения.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - второй год обучения
Формы и режим занятий. Программа реализуется в ходе организации занятий кружка 1 раз в неделю, длительностью 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе.
Руководитель: Кириллова Татьяна Владимировна