Актуальность создания данной дополнительной образовательной программы не вызывает сомнения, т.к проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольных учреждений. А между тем возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками играет огромную роль в развитии воображения, творческого мышления и творческой активности, то есть детской художественной одаренности.
Педагогическая целесообразность. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, художественной одаренности.
Цель программы - развитие художественной одаренности детей средствами нетрадиционных техник.
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- Помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа;
- Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Все занятия в данной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования:
- педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
- эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
- в способах изображения нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный .
Возраст детей. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации программы предполагает 2 года обучения. Старшая группа (5-6 лет) - первый год обучения, подготовительная к школе группа (6-7 лет)- второй год обучения.
Формы и режим занятий. Программа реализуется в процессе организации кружковой деятельности, Количество занятий в учебном году - 36, в неделю -1 занятие, по подгруппам - 10-12 человек, длительностью 25-30 минут.
Руководитель: Кириллова Анастасия Викторовна