В теплое время года значительно улучшаются условия для организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Природа создает такое многообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов.
Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе ежедневно 4-12 минут (в зависимости от возраста детей). Комплекс составляется на 2 недели, обязательно включается выполнение дыхательных упражнений.
В те дни, когда не проводятся физкультурные занятия, во время утренней прогулки необходимо проводить оздоровительный бег с детьми старшего возраста.
Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раз в неделю. Детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг. Детям 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем выполняются упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты).
Занятия по физической культуре игрового характера проводятся на спортивной площадке. Содержание занятий должно включать в себя:
- использование различных видов движений (ходьба, бег, прыжки);
- включение подвижных игр разной интенсивности: игры с бегом, прыжками, лазанием, бросанием и метанием предметов, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры и упражнения, народные игры, игры на ориентировку в пространстве, игры на развитие внимания, ловкости и точности выполнения различных движений.
Физминутки проводятся ежедневно во время занятий. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия.
Двигательная активность детей в летний период состоит в основном из подвижных игр, спортивных упражнений. В процессе игр дети совершенствуют ранее изученные упражнения, учатся применять их в самостоятельной деятельности.
Подвижные игры на прогулке проводят ежедневно с учетом возрастных особенностей. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные — 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Игры малой подвижности рекомендуется проводить в конце дневной прогулки. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся. На вечерней прогулке проводят игры средней и малой подвижности. Игры большой подвижности, в которых есть бег и прыжки, рекомендуется проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается.
Индивидуальная работа по закреплению основных движений проходит ежедневно на прогулке по 1-2 упр. как с отстающими, так и с физически развитыми детьми.
Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому целесообразно проводить гимнастику пробуждения лежа в постели и постепенно переходить к воздушным ваннам и ходьбе босиком по массажным дорожкам и по канату.
Спортивный досуг организуется один раз в месяц во второй половине дня. День здоровья – раз в квартал.
Необходимо обучать детей элементам спортивных игр – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, катанию на велосипеде, самокате.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется с учетом их интересов.В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки).
Примеры некоторых летних игр-забав:
1. Кросс с мячом (эстафеты с мясом, свободные игры с мячом, «козёл», элементы игрового баскетбола, волейбол).
2. Соревнования – поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга).
3. Игры с вертушкой, с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями.
4. Игры на асфальте (классики, пятнашки).
5. Игры с песком и водой.
6. Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
7. Русские народные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.).
8. Метание, «стрелки» (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и др.).
9. «Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.).
10. Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т.д.).
11. Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).
12. Игры и упражнения на равновесие (козлик, ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге).